Форум Железнодорожного Моделизма

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Железнодорожного Моделизма » Создание с нуля » Нормативы для построения жд макетов


Нормативы для построения жд макетов

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Если обратиться к истории появления нормативов на постройку моделей
железных дорог, то следует отметить, что при изготовлении первых железнодорожных
моделей-игрушек отсутствовали какие бы то ни было стандарты и общие требования.
Вскоре после начала промышленного изготовления моделей железных дорог заводы-
изготовители начали придерживаться определенной ширины колеи - 63,5 мм и 45 мм.
Однако   в   тридцатые   годы,   когда  железнодорожный  моделизм  стал   привлекать   все
большее   число   любителей   и   в   силу   ряда   причин   наметилась   тенденция   к
миниатюризации   модельной   железной   дороги,   американские   заводы   начали
изготовление  моделей   в  масштабе   1:75   с  шириной   колеи   19  мм;   немецкая  фирма
"Marklin"   выпустила   железную   дорогу   в   масштабе   1:80   с   шириной   колеи   16   мм;
итальянская фирма "Rivarossi" и немецкая "Fleischmann" начали производство моделей
в  масштабе   1:75   с  шириной   колеи   16,5  мм.  Естественно,   что   такое   разнообразие
масштабов   очень   затрудняло   использование   на   одном   макете   моделей,
изготавливаемых разными фирмами,  поэтому возникла необходимость установления
единых   масштабов   и   норм   для   изготовления   моделей.   Возникновение   в   1954   г.
международной   организации   любителей-моделистов   железных   дорог   -
Modelleisenbahnverband   -  Europa   (Европейского   союза  моделистов  железных   дорог,
сокращенно   MOROP),   куда   входят   национальные   союзы   моделистов   европейских
государств, явилось большим шагом вперед в вопросах выработки единых технических
требований   к   моделям   железных   дорог.   Первые   нормы   -   "Normen   Europischen
Modellbahnen"   ("Нормы   европейских   моделей   железных   дорог",   сокращенно   NEM),
принятые MOROP в 1958 г., определили единые масштабы, ширину колеи," габариты
подвижного   состава   и   приближения   строений,   параметры   рельсов,   колесных   пар,
стрелочных   переводов,   электрического   тока   и др.  Эти  нормы  явились  основой  при
постройке   железнодорожных   моделей   и   макетов   как   для   моделистов,   так   и   для
предприятий,   изготавливающих   подвижной   состав   и   принадлежности   модельной
железной   дороги.

0

2

Строгое   соблюдение   норм  в
любительском   моделизме   является   обязательным   требованием   для   каждого
моделиста, оно обеспечит успех в работе - вознаграждение за упорный труд тем, что
модель или макет будут обладать хорошими эксплуатационными качествами;  поезда,
движущиеся   на  макете,  будут   проходить   по  всем  путям  и   стрелочным  улицам  без
сходов;   локомотивы   будут   двигаться   в   том   направлении,   в   каком   установлен
переключатель на пульте управления;  при движении поездов не будет  происходить
произвольное расцепление вагонов и др.  В противном случае,  когда моделист из-за
незнания,  поспешности или по другим причинам начнет отступать от установленных
норм,   он   этим   допустит   грубые   ошибки,   которые   очень   трудно   устранить   после
изготовления модели или макета. Такие же неприятные последствия влечет за собой некачественно составленная документация,  по которой создается макет или модель.
Перед  началом  постройки  макета   или  модели   необходимо   продумать   все   вопросы
конструкции,  проработать все узлы и свои решения нанести на чертежи  -  составить
документацию,   по   которой   будет   выполняться   работа.   Хорошая   и   полная
документация,   составленная   с   учетом   всех   норм,   будет   служить   помощником  при
постройке,   эксплуатации,   ремонте   или   реконструкции   макета   и   модели.  Особенно
четкими должны быть электросхемы,  а весь монтаж должен отвечать начерченному.
Изменения, которые появились при постройке или эксплуатации, должны быть сначала
занесены в схему и только потом осуществлены на макете.  Это особенно важно для
клубов и кружков,  где строятся коллективные макеты и над одной задачей работает
несколько моделистов.

0

3

ширина колеи стала
единственным   критерием   при   расчете   масштабов   -   ширина   колеи   модели
сопоставлялась с шириной колеи настоящей железной дороги:

масштаб=ширина колеи модели/ширина колеи железной дороги

В приведенной формуле ширина колеи настоящей железной дороги принята равной
1435   мм.   Эта  ширина   колеи   принята   почти   во   всех   странах   Западной   Европы  и
Америки.  Когда создавались международные нормы,  предприятия,  изготавливающие
модели железных дорог, производили модели различных масштабов с шириной колеи
32; 22,5; 16,5 и 12 мм. При обобщении опыта производства были созданы три основные
нормы:  "Диаграмма масштабов" NEM-011;  "Масштабы и условные обозначения"  NEM
012; "Узкоколейные железные дороги (масштабы и условные обозначения)" NEM 013. В
настоящее время эти нормы отменены и заменены новой  -   "Условные обозначения,
ширина колеи,  масштабы" NEM 010 и дополняющей ее нормой  "Паровые и садовые
железные   дороги"   NEM   020.Норма   NEM   010   определяет   масштабы,   в   которых
разрешено   строить   модели   железнодорожной   техники,   соответствующую   каждому
масштабу ширину колеи и условные обозначения, присвоенные каждому типоразмеру.
История   появления   общепринятых   условных   обозначений   типоразмеров   моделей
железных дорог не случайна. При составлении первых норм на модели железных дорог
самыми распространенными в Европе были модели, изготовленные в масштабе 1:45 с
шириной колеи 32 мм. Этим моделям было присвоено условное обозначение 0 (нуль) -
символически   обозначившее   начало.  Модели   с  шириной   колеи   45,   57   и   63,5   мм
соответственно   получили   условные   обозначения   I,   II   и   III   (Ранее   существовавший
типоразмер II (масштаб уменьшения 1:27, ширина колеи 57 мм) в настоящее время не
применяется. ). Другим масштабам условные обозначения были присвоены следующим
образом:   масштаб   1:87   получил   условное   обозначение   НО   как   начальные   буквы
немецких слов "Halb Nuli" (половина нуля),  масштаб 1:120 - ТТ от английского "Table
top"   (доска   стола),   масштаб   1:160   -   N   от   немецкого   "Neun"   (девять)   .   Условное
обозначение   Z,   соответствующее   масштабу   1:220   и   ширине   колеи   6,5   мм,   было
присвоено фирмой  "Marklin",  впервые освоившей выпуск таких моделей.  Норма NEM
010   устанавливает   единую   ширину   колеи   железнодорожных   моделей   для
определенных интервалов ширины  колеи настоящей железной дороги.  Это сделано
для   удобства   использования   моделей   подвижного   состава,   выполненных   в   одном
масштабе, но имеющих несколько отличающуюся ширину колеи у оригинала, например,
для железных дорог широкой колеи 1435 мм - в странах Западной Европы, 1520 мм - в СССР, 1676 мм -в Индии и др. Следовательно, модели советского подвижного состава
должны быть построены с шириной колеи по норме NEM 010, но масштаб уменьшения
должен   быть   выдержан.   Например,   модели   советского   подвижного   состава,
построенные в масштабе 1:87 (НО), должны иметь ширину колеи 16,5 мм, а не 17,5 мм,
как получилось бы расчетом. Моделисты довольно часто выбирают для своих макетов
тему узкоколейной железной дороги, и это не случайно, так как железные дороги узкой
колеи   (ширина   колеи   менее   1435   мм)   в   большинстве   своем   являются   дорогами
местного   значения,   проложенными   в   холмистой   местности,   лесистых   ущельях   с
пересечением   множества   маленьких   рек.   Макеты   узкоколейной   железной   дороги
компактны, а местность, воспроизведенная на них, выражает всю красоту и фантазию
творения   природы.  Для   узкоколейных  железных   дорог   в   норме  NEM  010   введены
дополнительные   индексы  к   условным   обозначениям   типоразмеров   разной  ширины
колеи. Например, модели узкоколейной железной дороги с шириной колеи оригинала от
650 до 850 мм, построенные в масштабе 1:87, имеют колею шириной 9 мм и условное
обозначение  НОе.   Во  многих   случаях   основной   масштаб   некоторых   узлов   модели
нельзя   выдерживать   по   техническим   или   технологическим   причинам.   Например,
ширина поверхности катания колеса в масштабе 1:87 составит 1 мм, а высота гребня
бандажа 0,32 мм.  Строгое соблюдение этих значений при постройке модели привело
бы к большим затруднениям при ее эксплуатации, так как малейшие неровности пути
вызывали бы сходы поезда с рельсов. Поэтому норма NEM 010 содержит примечание,
допускающее, что некоторые узлы моделей могут иметь отступления от масштаба, но
только в том случае,  если они определены специальной нормой.  В норме NEM 010
имеется  таблица  коэффициентов пересчета размеров из одного масштаба в другой
(табл.  2)   .  Наряду   с  общепризнанными миниатюрными моделями железнодорожной
техники в отдельных странах получили некоторое распространение крупномасштабные
модели с масштабом уменьшения от 1:45 до 1:2, эксплуатируемые на садовых участках
и   других   открытых   площадках.  Для   привода   в   действие   таких  моделей   применяют
электродвигатели и паровые машины, отапливаемые углем, спиртом, газом или другим
топливом.   Для   стандартизации   этих   моделей   принята   норма   "Паровые   и   садовые
железные дороги" NEM 020.

0

4

[url=http://scaletrainsclub.com/portal/images/portal_files/vasily/barkovskov/chapter_09.pdf]Продолжение данного материала

К сожалению,автор неизвестен

0


Вы здесь » Форум Железнодорожного Моделизма » Создание с нуля » Нормативы для построения жд макетов